20:21 

Пища для размышления

"Я не воюю на стороне добра — но для тебя, быть может, сражусь со злом"
Это одна глава из книги Джины Шинода Болен «Боги в каждом мужчине: архетипы, управляющие жизнью мужчин». Я наткнулась на нее случайно, ища материал для своего романа. Данная статья весьма противоречива и наталкивает на размышления. Но меня в ней заинтересовало то, насколько некоторые качества, присущие психологическому архетипу Диониса проявлялись в Александре. Вряд ли это случайность. Скорее влияние его матери Олимпиады, которая была вакханкой.

ДИОНИС, БОГ ВИНА И ЭКСТАЗА:
мистик, любовник, странник



Утверждать дионисийское начало – значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни до смерти, от боли до экстаза, включая травматический опыт, когда человек "рождается", выходя из лона постылого и отупляющего соответствия культурным и семейным ожиданиям.

Том Мур, из книги "Puer Papers" (под редакцией Джеймса Хиллмана)

Дионис – это бог блаженного экстаза и восторженной любви. Но кроме того, он преследуемый бог, страдающий и умирающий бог. Все, кого он любит и кто следует за ним, вынуждены разделить его трагическую судьбу.

Вальтер Ф. Отто, "Дионис. Миф и культ"

Дионис как бог и как архетип близок к природе и к женщинам. Ему хорошо знакомы мистическое царство и мир женщин. Он часто предстает в мифологии как нежеланная и неспокойная стихия, причина конфликтов и безумия, – такую же роль Дионис может играть и в психике мужчины.

Дионис как бог
Дионис (у римлян Бахус) – бог вина и виноделия, а также "бог экстаза и ужаса, неистовства и самого блаженного освобождения"1. Младший из олимпийцев, он единственный среди них, у кого мать – смертная. Виноградная лоза, плющ, фиговое дерево (инжир) и ель – растения, дорогие его сердцу. Его символы в животном мире: бык, козел, пантера, олень, лев, леопард, тигр, осел, дельфин и змея. Его царство "распространяется на всю природу, и в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, таинственные неуправляемые приливные процессы в природе – то, что приходит и уходит".
В мифах и ритуалах Диониса окружали женщины: пока он был божественным ребенком, это были мамки и няньки, а потом – очарованные любовницы, неистовые менады и вакханки, одержимые богом Дионисом. Его изображали либо в образе ребенка, либо чаще в образе юноши, завернутого в звериную шкуру, с венком из плюща или винограда на голове и с тирсом в руке (тирс – это жезл, увенчанный еловой шишкой и часто увитый виноградом или плющом).

Генеалогия и мифология
Дионис – сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери царя Фив Кадма. Зевс полюбил Семелу и оплодотворил ее, приняв облик смертного мужчины. Проведав об этом, ревнивая Гера решила отомстить Семеле и ее нерожденному ребенку. Она явилась Семеле в облике ее пожилой няни Берои и уговорила опрометчивую девушку проверить, действительно ли ее любовник – бог. Для этого коварная богиня посоветовала Семеле потребовать, чтобы Зевс явился ей во всем своем великолепии, как он являлся самой Гере.
Той ночью, когда Зевс явился к ней, Семела стала умолять его об одолжении, и бог поклялся водами реки Стикс, – а такая клятва нерушима для богов, – сделать все, чего бы она ни пожелала. Семела, следуя коварному совету Геры, попросила его явиться ей во всем великолепии главного олимпийского бога. Она не знала, что это убьет ее. Связанный клятвой Зевс принял облик бога-громовержца, чьего вида не может выдержать никто из смертных. Молнии Зевса убили Семелу, но ее нерожденного сына сделали бессмертным. В миг смерти Семелы Зевс извлек Диониса из лона матери, зашил себе в бедро и выносил до тех пор, пока сын не созрел достаточно для того, чтобы родиться. (Возможно, слово "Дионис" означает "хромота Зевса", ибо бог, вероятно, хромал, вынашивая ребенка в бедре.) Роль акушера в этих необычных родах играл Гермес.
Затем Диониса отдали сестре и зятю Семелы, и они воспитывали его, замаскировав под девочку, но такая уловка не защитила ребенка от гнева Геры. Ревнивая богиня свела опекунов Диониса с ума, и они попытались убить мальчика. Зевс снова спас сына от гибели, превратив его в барашка и отведя к нимфам горы Ниса (мифическая горная страна, населенная прекрасными нимфами). Нимфы вырастили малыша в пещере. (Еще один вариант происхождения имени Дионис – "Божественная Ниса".)
Там наставник Диониса Силен открыл ему тайны природы и научил изготовлению вина. Силена обычно изображают как пожилого добродушного и немного подвыпившего пожилого человека с лошадиным хвостом и копытами.

Безумие и насилие
В молодости Дионис путешествовал по Египту, потом прошел от Индии до Малой Азии, затем пересек Геллеспонт и попал во Фракию, а оттуда добрался до своих родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил Дионис, он везде учил людей выращивать виноград. Ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно некоторым мифам, сведенный с ума богиней Герой, он даже совершал убийства. По другим версиям, становились безумными и безжалостными люди, отвергавшие Диониса. Например, после того как царь Ликург отверг Диониса, он в приступе безумия зарубил топором сына, полагая, что срубает виноградную лозу. Подобные же проблемы возникали и у отвергавших Диониса женщин: так дочери царей Пройта и Миньяса, обезумев, разодрали на части собственных сыновей. Когда Дионис вернулся из Индии, богиня Кибела (или Рея; обе – доолимпийские великие матери-богини) очистила его от убийств, совершенных во время приступов безумия, и, что особенно важно, обучила своим мистериям и ритуалам инициации. Таким образом, Дионис не только сам был богом, но также являлся жрецом Великой Богини.

Брак с Ариадной
Дочь критского царя Миноса Ариадна полюбила афинского героя Тесея. С ее помощью Тесей вошел в знаменитый лабиринт, убил Минотавра и сумел найти путь обратно. Затем Тесей и Ариадна отплыли в Афины, но герой вероломно бросил девушку на острове Наксос, и она бы покончила с собой от отчаяния, если бы ее не спас Дионис и не взял себе в жены. Ради Диониса Зевс сделал Ариадну бессмертной. Она очень близко ассоциировалась с богиней любви и красоты Афродитой, и на Кипре существовал культ Ариадны-Афродиты. Вообще-то некогда Ариадна была богиней луны на Крите, но в греческой мифологии она выступает в качестве униженной смертной женщины, которая снова становится богиней благодаря Дионису.

Воскресение его матери, Семелы
Дионис спустился в Аид, чтобы вернуть к жизни свою мать, Семелу. Они вместе поднялись на Олимп, где Семела стала бессмертной. Как и Ариадне, Семеле поклонялись еще в доэллинистические времена, когда она ассоциировалась с луной и землей. В греческой мифологии Дионис – единственный бог, спасающий и восстанавливающий в правах (тогда как другие боги подавляют и насилуют) женщин, которые представляли униженных доэллинистических богинь, чьи народы были покорены, а культы пришли в упадок.

Культ Диониса
Почитатели Диониса (главным образом, это были женщины) совершали единение с этим богом в безлюдных горных местах. При этом они входили в мир иррационального и танцевали, одержимые богом, полностью отдавшись во власть эмоционально заряженной музыки. Характерной чертой дионисийских ритуалов было то, что периоды безумного шума сменялись периодами полнейшей тишины.
Торжества, посвященные Дионису, назывались оргиями. Употребив вина или других священных наркотических средств, участники оргии входили в экстатическое состояние при помощи танцев под завораживающие звуки безумной музыки, исполняемой на тростниковых свирелях, барабанах и цимбалах. При этом они ощущали единение с богом.
Кульминация оргии наступала, когда участники рвали на части жертвенное животное и ели его сырое мясо, веря, что в нем воплощен бог. Считалось, что через это ритуальное действо единения бог Дионис входит в празднующих. Аполлон ежегодно передавал Дионису на три зимних месяца свое святилище в Дельфах. Раз в два года в Дельфах совершался оргаистический дионисийский ритуал, в котором принимали участие только официальные представительницы греческих городов. Диониса там не подавляли; его признавали, делали более умеренным и давали ему официальный статус. Кроме того, в Дельфах проводились ежегодные празднества, где женщины совершали ритуальную пляску, символизирующую поиски младенца-Диониса, обнаружение маленького бога в колыбели и его пробуждение.
На празднике цветов (антестерия), знаменовавшем в Средиземноморье начало весны, благословляли молодое вино, ставя его перед большой маской Диониса. Глаза маски были устремлены прямо на человека, совершающего ритуал, – и он верил, что в маске присутствует сам бог.
Дионис играл значительную роль в орфизме (VI век до н.э.) – движении, получившем свое название от мифологического поэта Орфея. Согласно орфической теологии, младенца Диониса разорвали на части и поглотили два свирепых титана, но Афина спасла его сердце, и Дионис вновь возродился благодаря Зевсу (по некоторым версиям в качестве сына Семелы). Орфики поклонялись ему как Загрею – орфическое имя Диониса Подземного.

Судьба Диониса
В мифологии и культе Диониса тесно переплетены жизнь и смерть. Могила бога находилась в дельфийском святилище Аполлона, где ежегодно проводились празднества в честь пробуждения младенца-Диониса. Это был бог, принявший смерть в зрелом возрасте; бог, проведший некоторое время в подземном мире; бог-новорожденный.

@темы: Александр Македонский, игры разума, мифы Греции

URL
Комментарии
2007-08-06 в 09:47 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Собственно, еще древние авторы говорили о сильном влиянии Диониса на Мегаса. Все - таки Дионис - один из главных богов Северной Греции, даже поважнее, чем иные олимпийцы, принимая во внимание тот же орфизм, и его происхождение.
Да и сам Мегас любил отождествлять себя с Дионисом

2007-08-06 в 12:59 

"Я не воюю на стороне добра — но для тебя, быть может, сражусь со злом"
Да, но на мой взгляд первопричина этого - сильное влияние Олимпиады. На самом деле мы не знаем какие именно сказки она рассказывала на ночь маленькому Александру. Вполне возможно, что она некоторым образом внушала ему желание отождествлять себя с этим богом.

URL
2007-08-06 в 13:02 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Тут скорее сего комплекс причин был, и северное поклонение Диониса, и традиция отождествять себя с олимпийцами (тот же папа Филя отгрохал 13 статую), ну и маманя сумасшедшая, конечно же. Хотя, опять же, если верить Диодору, кажется, она была недовольна тем, что Мегас объявил себя сыном бога, типа, он оговаривает ее перед Герой.

2007-08-06 в 13:20 

"Я не воюю на стороне добра — но для тебя, быть может, сражусь со злом"
Да, наверняка. Как раз в этой статье очень хорошо отмечен момент об отношении архетипа Диониса с другими мужчинами.

Взаимоотношения с мужчинами
Дионис обычно не находит общего языка с другими мужчинами. Он не чувствует себя непринужденно в спортивной раздевалке или в маклерской конторе, поскольку взаимоотношения между мужчинами в этих случаях слишком безличны и сориентированы на достижение общих целей. Он слишком индивидуалистичен, чтобы играть в команде. Его мало интересует соревнование, и он не умеет подчиняться, а поэтому не может быть "одним из ребят".
Как это ни парадоксально, если он все-таки дружит, то крепче, чем многие более общительные мужчины. Некоторые друзья-мужчины очень важны для него – каждый по-своему. С другом-Гефестом он ведет глубокие содержательные беседы; причем Гефест обнаруживает, что Дионис по-настоящему понимает его творчество: он прикасается к его работам с тем же благоговением, с каким Гефест их творил. По-своему влечет к Дионису и Аполлона, являющегося его противоположностью.
Бог Дионис мог, не таясь, плакать о друге – то же касается и Диониса-мужчины. Когда погиб Ампелос, друг Диониса, бог долго плакал над его могилой. Дионису помогла утешиться лишь виноградная гроздь, политая его слезами, и вино из этого винограда.


Это своего рода объяснение близкой дружбы между Александром и Гефестионом, которую теперь принято принимать за любовную связь.

URL
2007-08-06 в 13:32 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Ну собственно, я пока не уловила в работе мысли о сексуальности ДИониса, чтобы так судить однозначно. Насколько понимаю, это просто о взаимоотношениях.
Есть кстати, работа отечественного сексолога о типах сексуальности. Там тоже Дионису уделяется огромное внимание, да.

2007-08-06 в 13:39 

"Я не воюю на стороне добра — но для тебя, быть может, сражусь со злом"
По поводу сэксуальности в статье сказано, что Дионис может быть любой сэксуальной ориентации. Так что четких указаний на этот счет нет. Даже больше, в статье говорится, что он ближе к женщинам, то есть к гетеросэксуальной ориентации.

Есть кстати, работа отечественного сексолога о типах сексуальности. Там тоже Дионису уделяется огромное внимание, да.
Не читала.

URL
2007-08-06 в 13:49 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Ну, если брать за основу мифы, то Дионис всегда был ближе к женщинам, с рождения и до взрослой поры. В активных гомосвязах, как его брат Аполлон, он замечен особо не был)) Поэтому, да, веское основание.

Она пишет о гомосексуальности Диониса-транвестита через кастрацию.. Забавная работа, там по всем олимпийцам прошлись.

2007-08-06 в 13:57 

"Я не воюю на стороне добра — но для тебя, быть может, сражусь со злом"
Она пишет о гомосексуальности Диониса-транвестита через кастрацию.. Забавная работа, там по всем олимпийцам прошлись

Ничего себе!

URL
2007-08-06 в 14:22 

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Я найду ссылку, выложу, ага))

     

Lost World

главная