08:09 

Hela
«Вначале вас не замечают, затем над вами смеются, затем с вами борются, а затем вы побеждаете».
Одна из лучших рецензий на фильм :lol: :lol: :lol:
Огромное спасибо автору за море позитива с самого утра!

29.04.2015 в 05:22
Пишет КаМея:

Рецензия на фильм Стоуна
Ага, столько лет спустя :gigi:

Голосовать тут

Не прошло и полгода, как говорится... :gigi: Писать на тему, начавшуюся без малого семнадцать лет назад и без малого семь лет назад почти закончившуюся... ну да лучше поздно, чем никогда, и более трезвому взгляду на вещи тоже способствует. Тем более, что именно этому фильму я обязана своим приходом в дайри, замечательным знакомствам и увлекательным путешествиям, так что воздать ему должное в виде отзыва определённо следует. Да и сам по себе фильм, при всех своих недостатках, всё же радовал, потому что ничего другого, кроме фильма 1956г. с Ричардом Бартоном и аниме Reign: The Conqueror об Александре мне найти не удалось. Короче, мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. Александр плакал, кололся о персидские мечи, но продолжал завоёвывать Азию. А я фейспалмила, но смотрела - четыре раза в кино. Если бы с деньгами тогда не было плохо от слова вообще, сходила бы с десяток раз, наверное.
Итак, начинаю Drang nach Osten :)

Природа власти и люди, облечённые ею, всегда интересовали Оливера Стоуна - "Александр" не первый и не последний фильм, снятый им на подобную тему. Только на этот раз он обратил внимание не на выдающегося соотечественника, а на одну из ключевых фигур мировой истории, известную даже тем, кому об истории мало что известно. Провал попытки "замахнуться на Вильма нашего Шекспира" был, в общем-то, неудивителен: слишком сложно изобразить в художественном произведении личность такого масштаба - для этого нужен автор, который бы в искусстве значил бы столько, сколько его персонаж в истории. Оттого-то так мало удачных байопиков: слабый режиссёр снимет безвкусную иллюстрацию к учебнику истории, а у сильного выйдет авторский ООС, более или менее похожий - вернее, непохожий - на исторический прототип: сухо переписывать историю талантливому автору неинтересно. Именно последнее случилось и со стоуновским "Александром" - это был махровейший ООС, не принятый ни критиками, ни зрителями. Результатом стали провал в прокате и шесть основных номинаций на "Золотую малину" - худший фильм, худший режиссёр, худший сценарий, худшая мужская роль, худшая женская роль и худшая мужская роль второго плана. Сурово, да. Ладно хоть, что ни одна из этих "Малин" не была присуждена - по мне так заслуживал её только сценарист: актёры и режиссёр своё дело сделали хорошо. Да, их персонажи не слишком соответствовали историческим прототипам, но награды фильмам вручают не за историческую достоверность.
Можно только удивляться, почему Стоун, умеющий изображать сильных и неординарных личностей, представлял себе образ Александра, очевидно, по книгам Мэри Рено - хотя фильм не явная их экранизация, совпадение взглядов на характеры героев и их отношения налицо. Книги же - слезовыжимательные женские романы о том, как тяжела шапка Мономаха. Особенно, если она надета на гениальную голову. Герои Рено - нищастные пиздострадальцы с обнажёнными нервами, которых все умышленно либо неумышленно обижают, а если не обижают, то они сами на всех обижаются. Этих искателей повода для пострадашек мне просто хотелось пристрелить из гуманных соображений - чтоб не мучились. Я за эвтаназию, да :D (У Стоуна Александра, вероятно, из этих же соображений отравили – уж больно печальные физиономии были у сподвижников, подносивших шефу яд). :gigi:
Кроме Рено Стоун, видно, вдохновлялся каким-нибудь "Психоанализом для чайников" - шаблонный эдипов комплекс настойчиво тычется в лицо зрителю, а поводом для всех свершений Александра служит желание вырваться из-под опёки матери и показать ей - и отцу (а затем его тени) - "смотрите, как я могу"! Да, Александр ещё в детстве ревновал к отцовской славе и впоследствии болезненно реагировал на сравнение с Филиппом - но ведь на одних зависти и ревности далеко не уйдёшь. Уж не до Индии точно :) С отношениями Александра с отцом связан один, по мне, самый непонятный и неуместный момент в фильме: в сцене убийства Филиппа Александр догадывается, что Павсаний что-то замышляет, и пытается удержать царя, но затем уступает и позволяет преступлению свершиться. Нет смысла говорить тут о виновности реального Александра: доказательств её нет; лично я почти уверена в его причастности либо осведомлённости, но представить стоуновского персонажа отцеубийцей немыслимо совершенно, и действительно, мать он обвиняет абсолютно искренне. Как одно соотносится с другим? :nope:
Желание Стоуна не возводить грандиозный монумент великой исторической личности, а показать живого человека с его недостатками и слабостями понятно, но беда в том, что за этими слабостями совершенно не видно сильной личности. Если бы он хотел развенчать миф о величии Александра, это было бы объяснимо, но изрядная панегиричность в фильме тоже присутствует, и это неудавшееся намерение усидеть на двух стульях сразу является вторым недостатком фильма.
Также неприятно удивил неожиданный от Стоуна голливудский штамп о необходимости освобождения и просвещения "отсталых" народов Востока: само завоевание Персии, в реале кое-как прикрытое фиговым листочком мести за сожжённые храмы, подаётся как освободительная борьба греков :facepalm: Призыв Александра "За свободу и славу Греции" (на тот момент уже находившейся под властью самой Македонии) можно считать самой смешной и нелепой репликой картины. Впрочем, вся речь царя перед воинами полна подобных нелепостей, о которых я расскажу подробнее в приложении "Ляпы". А уж призывы Александра к приближённым уважать более древнюю персидскую культуру - совсем уж неуместная современщина. Да, Александр действительно не разделял общепринятое тогда мнение о превосходстве греков над варварами, которого не был чужд даже его учитель Аристотель, но подобные идеи об уважении к чужому культурному наследию :) могли прийти в голову только нашему современнику.
Были, впрочем, в фильме и положительные моменты. Могу только приветствовать то, что из всех истасканных за тысячелетия легенд вроде гордиева узла, "не заслоняй мне солнце" и пр. в фильме осталось только укрощение Букефала. Как и постоянное использование символов-животных: змеи, орла, льва, быка, коня, слона - в религии древних греков, с её немалыми пережитками тотемизма, животные играли заметную роль.
Отдельной - и огромной - похвалы заслуживает битва при Гавгамелах - весьма редкое в пеплумах и батальных фильмах вообще явление, когда реальное сражение воспроизводится по-настоящему подробно и точно, а не ди эрсте колонне марширт, ди цвайте колонне марширт, а куда и зачем марширт, неважно, лишь бы было зрелищно. Здесь же ход сражения воспроизведён в общих чертах верно - да, не без упрощений и ляпов, но Гавгамелы опознаются на раз, в отличие от индийской битвы, которая ни разу ни Гидасп, да, впрочем, и цели такой не ставилось. (А жаль, именно Гидасп я считаю вершиной полководческого гения Александра, но кому он, кроме знатоков военной истории, интересен.) Построение фаланги, оружие и доспехи были воспроизведены в соответствии с последними историческими реконструкциями - кстати, в качестве консультанта Стоун пригласил одного из ведущих специалистов по эпохе Александра - Робина Лэйн Фокса, и судя по результату, иногда его даже слушал :) Панцирь Александра с "исской мозаики", с которого, правда, оторвали плечевые птериги, доспехи Филиппа из вергинской гробницы (и сам грим Килмера, в точности воспроизводящий реконструированный по останкам портрет Филиппа) порадовали особенно.
Сам Лэйн Фокс снялся в массовке:

Лучше бы он принял участие в написании сценария :)
Гражданская одежда смотрелась несколько хуже: у македонян преобладали некрашеная ткань и белый цвет - видимо, чтобы противопоставить греческую умеренность персидской роскоши. Притом в белом порой щеголяло македонское простонародье, а в некрашеном - знать, включая щёголя Аристотеля, которому, впрочем, позволили перстни и элегантную трость. Иногда также был заметен явно синтетический материал костюмов, например, индийская "пижама" Александра или расшитая пайетками вуаль Роксаны.
Но в целом визуальный ряд был очень красив, операторская работа Родриго Прието была на высоте: нежные прозрачные, как бы пронизанные утренним солнцем цвета Македонии, сняты через табачный фильтр тонущие в золотистом мареве равнины Гавгамелы, буйство красок Вавилона, кристально чистый воздух перевалов Гиндукуша, холод и разреженность которого будто ощущаются через экран, пасмурная дождливая Индия - всё это буквально завораживало.

Теперь пройдусь по основным персонажам и актёрским работам в отдельности.

Колин Фаррелл - Александр.
В принципе, учитывая взгляды Стоуна на личность Александра и его авторитарную манеру съёмки, выбор актёра особенного значения не имел. Фаррелл был достаточно темпераментен и талантлив (к сожалению, именно провал "Александра" послужил причиной заката его уже почти сложившейся карьеры в большом кино), чтобы пусть и не с полным размахом, но пристойно изобразить личность подобного масштаба, если бы ему это позволили - но не судьба :weep: Сам он, к слову, видел своего героя куда более мужественным, чем в фильме: так, в сцене ранения царя в индийской битве он не хотел падать сразу, что соответствовало исторической правде (Александр принадлежал к тем, кого "мало убить, надо ещё повалить", и получив проникающее ранение в грудь, продолжал сражаться, пока не обессилел от потери крови). Ну да со Стоуном не поспоришь. Внешне Фаррелл в роли смотрелся хорошо, светлые волосы ему шли.
Вот здесь ему даже удалось изобразить нечто хищное в прищуре (наверное, Стоун в тот момент отвернулся :) )

Во всяком случае, это был единственный момент в фильме, где я почти увидела Александра.

Анджелина Джоли - Олимпиада.
Джоли отлично воплотила на экране некий архетип колдуньи (мать Александра действительно увлекалась мистическими культами, пугавшими даже её весьма суеверных современников). Прекрасная, страстная и властная - вот в такую Олимпиаду, при всей неисторичности внешности Джоли, я верю, - она получилась достойной матерью великого завоевателя.

Вэл Килмер - Филипп.
С отцом Александру "повезло" меньше - Филипп был изображён, как сказал кто-то, этаким "опустившимся Гераклом". Опустившимся - да, а вот Гераклом - нет. Исторический Филипп не только пил как не в себя и трахал всё, что шевелится - это был царь, в 23 года принявший власть в нищей, окружённой врагами и раздираемой междоусобицами стране, исчезновение которой с политической карты считалось лишь вопросом времени, притом не слишком долгого, и создатель армии, которая несколько столетий - до появления прославленных римских легионов - не имела себе равных на полях сражений. Чтобы предположить наличие подобных деяний у показанного в фильме грубого, то и дело пьяного варвара, - а Филипп славился умом, красноречием и обаянием - нужно иметь немалое воображение; моего, если бы не знание, точно бы не хватило. Да, не повезло Филиппу вдвойне: сначала он остался в памяти человеческой лишь отцом своего сына, а теперь и на экране ему не смогли воздать по заслугам. (((

Джаред Лето - Гефестион.
Древнегреческая мода на гомосексуальные отношения по понятным причинам редко находит отображение в современном искусстве - и Стоуну мог бы быть респект за этот аспект древнегреческой сексуальной жизни. Мог бы, если бы царский фаворит, который был хорош не только бёдрами (хоть они вправду, надо полагать, были обольстительны, иначе не поминали бы их древние столетия спустя :attr: ), но и своими военными и административными способностями, не превратился в его изображении в эмо-боя с глазами на мокром месте, отчаянно ревнующего Александра не только к Роксане, но и к его империи. Что касается внешности - неприятное впечатление произвели его немытые патлы.

Розарио Доусон - Роксана.
Её назначением в фильме, помимо очередной иллюстрации эдипова комплекса, было служить причиной ревности Гефестиона и недовольства остальных приближённых браком с "варваркой", так что простора для раскрытия характера и актёрской игры тут просто не могло быть. Внешность же была просто ужасающей: помимо расовой принадлежности (кто бы мог заподозрить Стоуна в таком апофигее политкорректности?!), необузданный нрав и "дикость" отчего-то были представлены едва не осыпающимся под собственным весом макияжем, дико вытаращенными глазами и оскаленными зубами - трудно было признать в этом страшилище довольно симпатичную девушку Доусон. Любовная сцена между ней и Александром была, впрочем, красива - борьба золотого льва и чёрной пантеры.

Энтони Хопкинс - старый Птолемей.
"Доктор Лектор" читал лекцию о том, каким великим человеком был Александр - несомненно, это было необходимо, потому что из содержания фильма понять, в чём заключалось величие Александра, было вряд ли возможно. Играть ему было, разумеется, нечего.

Сподвижники же Александра демонстрировали либо откровенное неприятие его идей, вплоть до заговора, либо непонимание - в общем, нужны были для того, чтобы лишний раз продемонстрировать тяжесть власти и одиночество великого человека. Предположить в них будущих царей и основателей династий нелегко, особенно после того, как они сперва отравили босса, и лишь потом спохватились, как делить империю.

И напоследок забавное )))
На форуме Веры Камши есть тема, посвящённая фильму Стоуна. Одна из участниц рассказывает:
Кстати, был забавный случай: когда я смотрела "Александра" в кинотеатре, со мной рядом сидела мама с сыном (мальчику на вид было лет 12). После окончания фильма мама спросила у ребёнка, что он понял из истории о Македонском. Ответ был коротким: "А этот мужик в платье дрался много, и маму не слушал!"
Взято отсюда
Устами младенца, как говорится... :)


Я старалась отделить художественные вольности, необходимые для сюжета (как, например, участие Кассандра в восточном походе) от собственно ляпов, без которых можно было обойтись. Итак:
1. Птолемей вспоминает "перевалы Гиндукуша, пропустившие 100-тысячную армию". А позже эта цифра увеличивается до 150 000: "Весной Александр повел 150-тысячную армию через Гиндукуш."
Максимальное количество воинов АМ, которое упоминается в источниках - 120000 чел. (Правдоподобность этой цифры оставим на совести летописцев)

2. Названия на карте и документы, которые Александр читает в сцене убийства Пармениона, на английском.

3. Некоторые змеи Олимпиады обитают только в Америке.

4. Аристотелю, когда он был учителем Александра, было чуть больше 40 лет. А исполнителю его роли Кристоферу Пламмеру на момент съемок было 75.
Что представляло собой имение Аристотеля в Миезе, неизвестно, но уж наверное оно не было в столь плачевном состоянии, как показано в фильме.

5. Аристотель не знает греческую мифологию. "Ахиллес после гибели своего возлюбленного Патрокла ушел с поля боя" - говорит он Александру. Хотя Ахиллес удалился в свой шатер после ссоры с Агамемноном, и только гибель Патрокла заставила его вернуться в строй.

6. Александр тоже не знает мифологию. Даже биографию своего любимого героя Ахиллеса. "Все, кто уходил на Восток - Ясон, Тесей, Ахиллес - возвращались победителями". Хотя из похода под Трою Ахиллес не вернулся.

7. С географией у него тоже большие проблемы. Колхида, куда плавал Ясон, находится больше севернее, чем восточнее Греции, а Крит, где совершал подвиги Тесей - южнее.

8. Буцефала играет лошадь фризской породы (выведена в средневековье).
P.S. Но какой конь потрясающий! Действительно Александру Великому сесть не стыдно!

9. В сцене укрощения Филипп говорит Клиту: "Возвращайся в свою фалангу" Хотя аристократу Клиту полагалось быть гетайром.

10. Там же Клит говорит Филиппу что-то вроде: "С вашей-то ногой". На самом деле рану в бедро, после которой остался хромым, царь получил несколькими годами позже. Лучше бы Стоуну заменить ногу на ключицу (эту рану Филипп получил примерно в то время).

11. На ногах коня отчетливо видны еще не изобретенные подковы.

12. Филипп тоже не знает мифологию: "После того, как Геракл совершил 12 подвигов, Гера поразила его безумием и он убил своих детей". Хотя все было наоборот: 12 подвигов Геракл должен был совершить, чтобы искупить это убийство.

13. Олимпиада советует сыну: "Женись на Киннане" Традиции жениться на сестрах, пусть единокровных, в Македонии прежде не замечалось.

14. На военном совете Александр говорит: "Если ты, мой бравый Парменион, удержишь их (персов) ЛЕВЫЙ фланг". Т.е. выходит, что Пармениону поручается командовать ПРАВЫМ флангом македонской армии. Но в битве он командует (как и было в действительности) ЛЕВЫМ флангом.

15. Александр говорит фалангисту:"Помнишь, как ты на играх отбросил противника? Сумеешь ли ты метнуть свое копье так же далеко?"
Метнуть 6-метровую сариссу?!
А другому он напоминает: "Помнишь, как ты перепрыгнул через осадную башню в Тире?"
Высота стен Тира - 45 м. Человек-паук от зависти вешается на своей паутине. Это ляп чисто переводческий, однако сценаристы в полиоркетике смыслили не больше: в оригинале бравый фалангист эту башню ВЗЯЛ: I remember you the day yоu took the siege tower at Tyre?
А так как осадные башни бывают только у осаждающих, ВЗЯТЬ солдатик мог только свою собственную башню.

16. Продолжая этот шедевр ораторского искусства, АМ призывает воинов сражаться за свободу Греции, видимо позабыв, что она на тот момент находится под его же собственной властью. Неудивительно, что один из воинов, услышав сей шедевр, описался.

17. Когда скачущих гетайров показывают сверху, видно, что копья у них зажаты под мышкой - рыцарским хватом.

18. Как в ПУСТЫНЕ организовать снабжение армии в несколько сот тысяч человек? Или они манной небесной питались?

19. Филота при Гавгамелах командовал гетайрами и был, следовательно, рядом с Александром. Так что Парменион никак не мог послать его за помощью. Антигон Одноглазый тогда находился во Фригии, причем его присутствие при Гавгамелах никак не оправдывается сюжетом.

20. Откуда при Гавгамелах взялись всадники на верблюдах? Еще более интересно, куда они потом делись: больше в кадре они не появлялись. Растворились в воздухе?

21. Это конечно, мелочь, но в Вавилон АМ въезжал не верхом, а на захваченной у Дария колеснице.

22. В сцене на балконе Гефестион спрашивает АМ: "Неужели в твоей жизни нет любви?" Довольно странный вопрос, учитывая, что они близко знакомы уже как минимум лет 12 (а если вспомнить слова Птолемея об "обольстительных бёдрах Гефестиона", тем более странный. Рановато у Гефестиона склероз приключился. Может, от этого он и помер безвременно?)

23. Олимпиада жалуется сыну на Антипатра. Показывают Антипатра, которому что-то шепчет на ухо Кассандр. Затем действие перемещается в Вавилон, куда очевидно, путем телепортации перемещается и Кассандр.

24. Птолемей рассказывает: "Мы загнали Дария в Бактрию". На самом деле до Бактрии Дарий добраться не успел: его убили еще в Парфии.

25. Танцы хотя и стилизованы на восточный манер, явно современные. Балетная школа Ф. Боша особенно заметна.

26. Ну, в негритянку Роксану только ленивый камень не кинул.

27. В фильме также можно видеть женщин с монголоидными чертами. Греки о существовании Китая и не подозревали.

28. В начале любовной сцены Александр в штанах. Когда же он, исполнив супружеский долг, слезает с кровати, штаны по-прежнему на нем. Неудивительно, что наследник так долго не появлялся...

29. Клит и Антигон никакого участия в убийстве Пармениона не принимали. Письмо стратегам с приказом об убийстве Александр поручил доставить некоему Полидаманту. И добирался до места он не 3 дня, а 11.

30. Когда раненого Александра несут на щите с поля боя, меч лежит у него то под спиной, то на груди.

31. Свадьба Александра со Статирой была не в Вавилоне, а в Сузах. Гефестион умер тоже не в Вавилоне, а в Экбатанах. Создается впечатление, что в Персии одна только пустыня и горы, а городов, кроме Вавилона, и нет. Где же та хваленая персидская культура, уважать которую АМ требовал от соратников?

32. Птолемей говорит: "Мегас Александрос". На самом деле прозвище Великий А. дали римляне примерно в 1 в. до н.э.

33. Греческие статуи раскрашивались полностью. У статуи Александра в библиотеке раскрашен только плащ.

Но как бы то ни было, своим существованием фильм всё равно порадовал. Как пели в рок-опере (кстати, о человеке, который, по мнению её авторов, тоже пытался объединить Запад и Восток):
Авантюра не удалась,
За попытку - спасибо.

URL записи

@темы: психиатра в студию!, прощай, крыша!, непутевые заметки, кино, Колин Фаррелл, Джонатан Рис-Мейерс, Джаред Лето, Гефестион, Александр Македонский, 10 лет!, "Alexander"

URL
   

Lost World

главная